Всё про авторское право на дизайн

Многие дизайнеры до сих пор уверены, что защитить права на свои произведения невозможно. Если заказчик не оплатил работу, дизайн используют без согласия или в договоре прописано, что работу нельзя взять в портфолио — с этим ничего не сделать. Разбираемся, как обстоят дела на самом деле.

Ко мне на консультацию пришла Ксения Гаврилова, у нее своя проектно-строительная компания: они с коллегами создают архитектурные и урбанистические проекты, дизайн помещений и ландшафтный дизайн. На моем опыте дизайн воруют даже чаще, чем пиратят онлайн-курсы: «ну это же просто картинки». А самое главное — шансов, что автор действительно обратится в суд, очень мало, и нарушители это понимают.

Как выяснилось в ходе консультации, вопросы авторского права у дизайнеров лежат намного глубже, чем воровство их произведений. Там и непонимание, что любую работу можно взять в портфолио, даже если NDA, и полная уверенность в том, что авторское право в России не работает.

На консультации я рассказала Ксении о том, как дела обстоят на самом деле и мы решили вместе написать эту статью — полное руководство по авторским правам для дизайнеров, фотографов, архитекторов и всех причастных. Вопросы задала Ксения и дополнительно мы опросили специалистов этой сферы в социальных сетях.

Авторское право в России не работает

Примерно с этой формулировки начала беседу Ксения. И практически все дизайнеры с архитекторами, которых мы просили в социальных сетях рассказать, с какими проблемами по авторскому праву они сталкивались в работе, были уверены в том же самом.

В Гражданском кодексе написано, что автор — это человек, который лично своим творческим трудом создал произведение. Произведение — это любой объект, который существует: на бумаге, в виде трехмерного макета или может воспроизводиться на цифровых носителях. То есть, то, что у автора в голове — не произведение, а если человек действительно создал объект — он охраняется авторским правом.

Авторское право в России и в любой другой стране действительно не работает, если им не пользоваться.

Если сам автор ничего не делает для своей защиты или боится, что требуя свои законные права он потеряет клиентов, рынок не изменится.

Но если знать, какие у вас есть права, как их защищать и чего требовать, всё работает. Поэтому давайте разбираться.

Какие права есть у автора

У автора есть имущественные и неимущественные права. Имущественные права автор может продать или передать. Неимущественные права неотчуждаемы, это значит, что автор даже если захочет — не сможет от них отказаться.

Неимущественные права автора:

  • Право авторства — автор имеет право признаваться автором произведения, говорить, что именно он создал этот объект;

  • Право на имя — автор на свое усмотрение может подписывать произведение и его экземпляры своим именем, псевдонимом или не подписывать;

  • Право на обнародование — автор на свое усмотрение может обнародовать свое произведение или запретить его использовать в открытых источниках;

  • Право на защиту — никто, кроме автора, без его согласия не имеет право изменять или искажать произведение, использовать в своих целях и совершать с ним любые другие действия, на которые автор не давал согласие.

Эти права навсегда остаются с вами, даже если вы продали дизайн, передали заказчику фото или построили готовый объект по дизайн-проекту и этот объект находится дома у заказчика. Вы все равно можете показывать фотографии и говорить, что автор — вы.

Неимущественные права автора:

  • Право на воспроизведение — именно автор решает, где, как и при каких условиях можно показывать и воспроизводить произведение;

  • Право на распространение — автор может любым способом распространять, передавать или дарить свое произведение;

  • Право на импорт — автор может создавать копии своего произведения и распространять их любым способом;

  • Право на публичный показ и исполнение — автор может самостоятельно или с помощью публичных каналов коммуникации, например, через СМИ и соцсети, показывать свои произведения;

  • Право на перевод, сюда же отнесем и другие возможности видоизменения произведений — никто без согласия автора не может вносить изменения в дизайн, даже фильтр на фото накладывать нельзя, если автор не давал согласия.

Изначально все права на произведение принадлежат автору. Имущественные права по договору автор может передать клиенту. Если по договору какие-то права автор не передал заказчику — права остаются у автора. Даже после передачи имущественных прав автор может отозвать свое согласие, правда ему придется возместить все расходы и убытки заказчика.

Заказчик получает только те права на произведение, которые прописаны в договоре. Если договора нет, значит и прав у заказчика нет: он может использовать произведение только один раз, не имеет право дублировать, видоизменять, транслировать, воспроизводить произведение многократно. За нарушение автор может потребовать штраф до 5 миллионов рублей.

Строительная компания изменила проект здания и заплатила 1,5 миллиона архитекторам за нарушение авторских прав

ООО ПСК «Азурит» создало для ООО «УК Сити» архитектурный проект строительства Культурно-развлекательного комплекса с устройством парка в Подмосковье. Исключительные права по договору «УК Сити» не получали, поэтому компания должна использовать проект только в том виде, как приняла его у «Азурита».

Вскоре у «УК Сити» появилась необходимость внести изменения в проект и компания обратилась не к ПСК «Азурит», а к своим партнерам. Внесли изменения в проект, построили здание и «Азурит» обратился в суд с требованием взыскать с «УК Сити» 1,5 миллиона рублей за нарушение своих авторских прав.

Суды всех инстанций, вплоть до Верховного суда РФ, встали на сторону истца. «УК Сити» заплатит компенсацию в размере 1 500 000 руб. за то, что в проектное решение ПСК «Азурит» внесли изменения без согласия авторов.

Что делать, если заказчики по договору запрещают всё: публиковать свою работу в портфолио или говорить, что я ее создала?

При работе с крупными клиентами ситуации, когда заказчик в договоре не забирает себе исключительные права на произведение, редкость. Как правило, юристы на стороне клиента наоборот требуют слишком много, например, запрещают исполнителю брать работу в портфолио и говорить, что он — автор.

Такие ситуации происходили и с Ксенией.

Она разрабатывает архитектурные решения для знаменитостей, госкомпаний и по договору не имеет права говорить, что автор проекта она или ее команда. Получается интересно: множество недобросовестных конкурентов берут фотографии ее проектов из интернета или других источников себе в портфолио. И ничего. А команда Ксении не может взять работу в портфолио по договору, более того, предъявить требования конкурентам тоже не может.

Ксения: У меня есть друг, который не смотря на запрет по договору все равно выкладывает фотографии готовых проектов в Инстаграм. Что будет, если к нему придут заказчики с требованием заплатить штраф по договору?

— У автора есть возможность ссылаться на 4 часть ГК РФ и защищать свое право на имя. Право автора на имя неотчуждаемо, непередаваемо и любое требование запретить автору называться автором ничтожно. Даже по договору.

Отдельные условия могут быть, если автор работает на проекте, который защищен NDA, об этом поговорим позже. Если нет отдельно подписанного соглашения о неразглашении и фактически объект находится в открытом доступе, ничего страшного не будет, если взять дизайн в портфолио.

В рекламных целях использовать нельзя: нельзя показывать проект в роликах на ТВ, на баннерах, в том числе и в интернете. Так автор нарушит право на воспроизведение, которое передал заказчику. Но просто положить проект в портфолио можно, даже если настраиваете таргет в Инстаграм с портфолио или льете трафик на сайт.

Я хочу обозначить рамки, которые сейчас для рынка не совсем очевидны. Для авторского права неважно, где, как и для кого автор создавал произведение. Важен сам объект и автор. А потом он этот объект действительно по договору передает вместе с имущественными правами и утрачивает возможность как-то еще им распоряжаться.

Но!

Автор всегда остается автором, а значит, если он не нарушает смежные права других авторов, если он не нарушает режим конфиденциальности, то спокойно может брать в портфолио созданный им дизайн и говорить, что он — автор.

— Но если мы будем брать в портфолио каждую работу без согласия заказчиков, получится, что они к нам не пойдут. Люди не хотят, чтобы желтые СМИ начали обсуждать «Смотрите, какие дорогущие хоромы отгрохал этот депутат или селебрити».

— Здесь важно увидеть разницу между «Смотрите, какой классный проект мы сделали» и «Смотрите, какой загородный дом для летнего отдыха за 125 миллионов долларов мы построили Ивану Иванову». То есть, вы можете говорить, что создали объект, но для кого вы его создали, как человек будет его использовать и какую сумму вам заплатили, разглашать нельзя.

Лучше всего прописывать право брать работу в портфолио прямо в договоре, так уже делают многие дизайнеры и архитекторы. Вы четко обозначаете, что именно выложите в сеть и в каком контексте, тогда клиент будет к этому готов и у него возникнет понимание, как это будет выглядеть, зачем это нужно и почему требовать обратное незаконно.

— А если объект — это чей-то дом, разве я имею право публиковать этот снимок?

— Да, если этот дом создали вы и фото сделали вы. Но опять же, без упоминания, кому дом принадлежит и других деталей сделки.

— А если объект находится дома у клиента, например, если это бассейн, декор или предмет интерьера. То есть, не все, что будет в кадре, создавали мы, и заказчик говорит, что он против публикации его интерьера. Но без интерьера объект не сфотографировать. Как быть в такой ситуации?

— Частные владения снимать нельзя. Но снова мы возвращаемся к контексту «Смотрите, какой бассейн для дома Ивана Ивановича мы построили за миллион долларов» и «Смотрите, какой декор мы сделали» без указания, у кого дома находится объект и сколько стоит.

Плюс, попадает ли интерьер частных владений в кадр.

Если цель автора — показать свое произведение, в кадре будет только оно. Остальную часть комнаты или фасада можно заретушировать фоторедактором. То есть, если автору нужно взять свой проект в портфолио — нужно сделать так, чтобы остальной интерьер на фото не был различим. Тогда проблем не будет.

Сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы объяснить дизайнерам их права и заказчикам бонусы, которые они получают. Ведь их права не нарушают, а наоборот, заказчики получают действительно уникальный дизайн. А автор этого дизайна может защищать его от всех посягательств, то есть, клонирования дизайна не будет.

Их бассейн останется уникальным за счет того, что автор сможет защищать свои права на дизайн и запрещать другим использовать его: в портфолио, перепродавать, копировать и как угодно еще. Если кто-то взял чужой дизайн в портфолио — автор может подать в суд и получить с каждого такого конкурента от 10 тысяч рублей до 5 миллионов.

Если есть договор с заказчиком — требовать с нарушителя можно двойную стоимость работ по договору.

Если авторы будут защищать права на свои продукты, на рынке останутся только добросовестные исполнители. Те, кто действительно производят дизайн. Это обезопасит и заказчиков: во-первых, они будут уверены, что обращаясь в фирму, они видят в портфолио именно их работы, и во-вторых, что дизайн, который сделан для них, никто не копирует.

— Как защитить проект, если мы не подписываем договор с заказчиком, а, например, отправляем работу на конкурс?

— Заботиться о защите своего проекта заранее. Например, депонировать проект в iReg и отправлять работу, изначально обозначив, что все права защищены. Когда у автора есть подтверждение прав на проект, шансы, что клиент решит смухлевать, уменьшаются. И даже если попадется недобросовестный заказчик, в суде легко получится доказать свою правоту и получить компенсацию.

Когда дизайнер или архитектор отправляет работу, заказчик может сказать, что другой человек создал точно такой же проект для них, но за меньшую стоимость. Но если у дизайнера есть подтверждение, что он первый создал проект и отправил его на конкурс, заказчик не сможет доказать, что другая компания прислала проект раньше. А значит он просто украл разработку и суд обяжет заплатить.

— Практически у каждого крупного проекта, особенно по благоустройству города, есть интернет-ресурс: отдельный сайт или страница в соцсетях, где сами заказчики рассказывают о том, как разрабатывается проект. Дошло до абсурда: я распечатала мастер-план и хотела быстро перелистывая снять для сториз, что очередной наш проект на финишной прямой. Заказчик запретил мне публиковать видео, хотя я и вся команда указаны в авторах на официальной странице.

Проект уже в открытом доступе, дальше он будет опубликован на еще большем количестве ресурсов, будет участвовать в открытых проектах и в открытых конкурсах, а мы под NDA. Мы не имеем право снять даже сториз без согласия заказчика, иначе огромный штраф.

— Этот диссонанс происходит из незнания. Если бы дизайнер знал, что он может сообщить о работе с крутым клиентом без указания картинок и результатов, он бы мог это сделать. Если бы дизайнер знал, что он может опубликовать картинки без связи с лицом, он бы это тоже сделал. То есть, вы могли решить свою задачу, не нарушить закон и не испортив отношения с заказчиком.

Но здесь важно понимать, что проект уже в открытом доступе. Если бы заказчик делал проект не для общего пользования, условия были бы другими.

Как работать в режиме NDA

Многие люди думают так: если прописать в договоре, что это NDA, это станет NDA. Но это не так. Например, если информация раскрыта, режим вообще не работает. То есть, NDA не защищает публичную информацию и как только клиент самостоятельно выложил проект в открытый доступ, соглашение о неразглашении теряет юридическую силу.

Какие требования должны быть соблюдены, чтобы режим NDA работал правомерно:

  • Со всеми авторами подписан договор и отдельно от договора подписано соглашение о неразглашении информации, иначе после окончания действия договора NDA тоже утратит силу;

  • Объекты, которые создают авторы и которые находятся под охраной NDA, заказчики не выкладывают в открытый доступ;

  • Условия договора не противоречат законодательству.

Разглашенную информацию не может защищать соглашение о неразглашении. Если информация действительно нигде не опубликована и заказчик никак не выкладывает ее в открытый доступ, нужно смотреть, что за проект и представляет ли информация коммерческий интерес для клиента.

Нельзя запрещать людям говорить что-то просто потому, что кто-то хочет это запретить. То есть, с одной стороны есть свобода составления договора и если вы что-то подписываете, это будет иметь юридическую силу. Но с другой стороны, если условия договора противоречат действующему законодательству, эти условия ничтожны. А в ГК РФ четко прописано, что неимущественные права автора неотчуждаемы и любые договоры, которые противоречат этому требованию, ничтожны.

Есть две больших разницы, когда архитектор делает проект уличного бассейна для певца и если дизайнер верстает интерфейс платного приложения для онлайн-школы.

В первом случае прямого коммерческого интереса у заказчика нет, то есть дизайнер вполне может взять 3D макет бассейна или фото готового объекта себе в портфолио. Естественно, без указания подробностей о стоимости, заказчике и если фото или макет делал он сам. Второй случай — разглашение информации, которая представляет коммерческую ценность для клиента. Здесь дизайнер имеет право говорить, что сделал дизайн для компании, но публично показывать объекты не может.

— Получается, NDA не работает, если в соглашении есть нарушения? 

— Нет, NDA прекрасно работает. Более того, судебная практика такова, что для заключения NDA не обязательно вводить режим коммерческой тайны. Юридические и физические лица могут договариваться о чем угодно, подписывать любые соглашения на любых условиях и это будет иметь юридическую силу.

Если вы подписались под условиями, что не имеете право озвучивать детали и стоимость проекта, иначе штраф 55 000 000 рублей, значит так и будет. И вам решать, подписывать такое соглашение или нет.

Другое дело, что условия договора не могут противоречить действующему законодательству. Например, нельзя запрещать автору называться автором. В статье 1265 ГК РФ написано, что даже если автор передал исключительное право пользования на произведение, право на имя у него остается. Отказ от права на имя ничтожен.

Если проект обнародован — NDA прекращает действие. Но важно понимать, что именно обнародовано. Например, если дизайнер делал сайт для клиента и сайт выложили в открытый доступ — дизайнер может говорить, что работа его. Но поскольку стоимость разработки, конверсию, маркетинговые исследования, на основании которых делали сайт, заказчик в открытый доступ не выкладывал, дизайнер не имеет право это озвучивать. В этих аспектах соглашение продолжает действовать.

Если вы сделали дизайн комнаты для звезды, а эту комнату в сеть выложили желтые СМИ, вы не имеете право говорить, что делали дизайн для этой звезды. То есть просто показать проект готовой комнаты в портфолио можете, но даже несмотря на то, что информация утекла в сеть, говорить, что комната принадлежит Ивану Иванову нельзя.

То же самое для онлайн-школ: если пираты слили курс, дизайнер не может взять в портфолио материалы, которые школа продает.

— Часто возникают ситуации, когда мы или коллеги подписываем с клиентом NDA, но для выполнения проекта необходимо привлекать дополнительных специалистов. Мы обговариваем это с клиентами в устной форме, они говорят «ок», но я знаю много ситуаций, когда в итоге сами клиенты подавали в суд на исполнителей за то, что те привлекали дополнительных людей в проект. И выигрывали. Но сами знали, что люди будут и давали на это «добро». Как действовать в такой ситуации?

— Перестраховываться. Вы подписали договор, взяли на себя ответственность за соблюдение условий. Теперь всё, что прописано в условиях, вы обязаны соблюдать. Слова не имеют юридической силы, поэтому если хотите обезопасить себя — подписывайте с клиентами допсоглашения и обозначайте дополнительных специалистов не устно, а письменно.

Дополнительные специалисты, которых вы привлекаете к проекту, тоже должны подписать NDA на тех же условиях. Ситуации бывают разные: возможно, клиент и вправду был не против сотрудничества устно, но когда люди, не подписавшие соглашение о неразглашении, начнут свободно говорить о проекте, иск получите вы.

Оформить отношения юридически со всеми участниками проще и быстрее, чем судиться и платить огромные суммы штрафов.

— А если мы работали с NDA, а потом клиент выложил фотографию проекта в открытый доступ или просто выложил фото из дома, где видно нашу работу, я могу сделать репост фото к себе и сказать, что это сделали мы? Информация же выложена в открытый доступ.

— Нет, так нельзя. Авторские права на фотографию принадлежат человеку, который ее сделал. Вы не можете использовать объект чужого авторского права в своих коммерческих целях. То есть, вы можете просто сделать репост, социальные сети это предполагают. И здесь важно видеть разницу между репостом и копипастом. Репост — можно, копипаст — нельзя. Но делать репост, чтобы рекламировать себя как специалиста, можно только с разрешения автора.

Что мое, а что чужое: как работать со смежными правами

Архитектор разработал дизайн для комнаты клиента. Фотограф сфотографировал в этой комнате модель. Давайте разбираться, кому принадлежат какие права.

У архитектора есть право называть себя автором этого дизайна. Но фотографу принадлежат права на фото, поэтому использовать снимок без разрешения фотографа никто не может. Более того, в кадре находится модель и у нее тоже есть права — без согласия нельзя публиковать изображение человека.

У комнаты есть владелец. У владельца есть право на неприкосновенность жилища, причем конституционное. Если комната в жилом доме, а не в коммерческом помещении, владелец должен дать разрешение на съемку.

Все отношения с владельцами смежных прав нужно фиксировать письменно. Иначе завтра модель скажет, что не разрешала выкладывать свое фото в инстаграм, а владелец квартиры скажет, что вы выложили фото без его ведома. Что прописать в договоре с владельцами смежных прав:

  • Для каких целей проводится съемка;

  • Где вы планируете размещать результат;

  • На протяжении какого времени планируете использовать фото с изображением объекта смежных прав;

  • Размер вознаграждения и порядок оплаты.

Вы имеете право делать с фотографией ровно то, что прописано в договоре. Если модель разрешила опубликовать фото в одном журнале — в другом публиковать нельзя. Если модель разрешила использовать ее образ только один месяц — дольше нельзя. Если владелец квартиры разрешил использовать фото где угодно и как угодно, это не значит, что можно порочить его честь и достоинство.

— Коллеги делают дизайнерскую мебель. Они сфотографировали стол дома у клиента, в кадре виден только стол и немного попала обстановка дома. Клиент не разрешает выкладывать фото в портфолио, потому что не хочет, чтобы его жилье попало в сеть. Как быть в такой ситуации, ведь фото было сделано при заказчике?

— Здесь есть еще один важный момент — различимость. Если вы фотографируете толпу, спрашивать у каждого человека разрешение на публикацию не нужно, даже если лица видно. Если вы фотографируете стол и именно стол является основным объектом на снимке, а остальной интерьер квартиры лишь немного попал в кадр и в целом неразличим — вы можете использовать снимок для портфолио. На крайний случай всегда есть фоторедакторы.

И снова: важно помнить, что говорить, у кого дома сделано фото и сколько человек заплатил за стол, нельзя. Даже если на вашем сайте есть прайс.

— Дизайнер сделал сайт — он автор дизайна. Но тексты писал копирайтер, права на текст принадлежат ему. Картинки нарисовал иллюстратор — он автор. А исключительные права вообще будут у заказчика. Какие у кого права?

— У кого исключительные права, тот и использует проект в коммерческих целях или как ему угодно. У остальных остается право говорить, что они авторы той части, которую сделали сами, если сайт в открытом доступе.

Что делать, если работу используют без согласия автора

Здесь есть несколько важных моментов: кто использует, как и при каких обстоятельствах. Одно дело, если заказчик не заплатил за работу совсем, другое — если оплатил, но использует не в рамках договоренностей, и третье — когда использует вообще не заказчик.

В любом случае чтобы требовать соблюдения своих прав у автора должно быть подтверждение, что он автор. Да, авторское право неотчуждаемо, но в спорной ситуации придется доказать, что автор именно вы и одних слов здесь недостаточно. В качестве доказательств можно использовать:

  • Наброски, черновики и любые другие подтверждения, что вы создавали объект своим творческим трудом;

  • Свидетельские показания;

  • Исходники фотографий, фото или дизайн в лучшем разрешении, чем у оппонента;

  • Любые подтверждения, что объект был у вас раньше, чем у оппонента.

Мы в iReg для доказательства прав авторов используем депонирование. Авторы подключают сервис к своему облачному хранилищу, загружают файлы в папку сразу, как только их создали, и получают свидетельство, что в конкретную дату и время уже владели этими объектами.

Дальше можно делать с произведениями что угодно: продавать, публиковать, передавать исключительные права, если что-то пойдет не так, у автора будет подтверждение, что раньше него никто файлами не владел. А значит именно этот человек — автор.

Вместо депонирования можно отправлять электронные письма самому себе, делать скриншоты переписки или иначе фиксировать дату приоритета. Но в таком случае при возникновении споров придется заверять всё у нотариуса.

Каким бы путем вы ни пошли, что-то делать нужно. Депонировать, отправлять письма, сохранять наброски, исходники и черновики, без этого не получится решить спорные ситуации в свою пользу.

Со всеми заказчиками обязательно заключайте договоры, в которых прописаны условия и то, какие имущественные права вы передаете и на каких условиях. Переписки в чатах легко удалить и тогда подтверждений сотрудничества может не остаться.

Теперь про сами спорные ситуации.

Если заказчик не заплатил за вашу работу и использует ее.

Алгоритм действий:

Составьте претензию и направьте ее по почте заказным письмом с уведомлением на юридический адрес. Для ускорения можно отправить на электронку или в обычном для вас канале коммуникации, но официально ответить заказчик обязан только на бумажное письмо в течение 30 дней с момента получения.

В претензии опишите суть в свободной форме, дайте конкретный срок для оплаты и обязательно уточните, что если оплаты не будет — вы обратитесь в суд.

Если оплаты нет — обращайтесь в суд. Обычно авторы не охотно идут в суд, думая, что это долго и невыгодно. Сейчас практика изменилась и если у вас есть подтверждения, что именно вы автор, есть договор, суд быстро заставит оплатить работу, все убытки и до 5 000 000 рублей компенсации за нарушение ваших авторских прав.

Если заказчик использует работу не по договору.

Все права, которые вы передаете заказчику, отражены в договоре. Если вы не передали исключительное право пользования объектом, заказчик может использовать его только один раз, не может перепродавать, видоизменять, дорабатывать, публиковать в СМИ.

Если условия договора нарушены — за каждый факт нарушения можно требовать полную оплату. Например, если клиент заказал иллюстрацию для сайта, а использовал ее для сайта, книги, чек-листов и на стене в офисе нарисовал. Алгоритм описан выше. Составляйте претензию и требуйте оплаты за каждый факт нарушения.

Уважаемые владельцы бизнеса! Мы не создаем новые правила, у авторов действительно есть такие права по закону. Если бизнес не хочет попасть в спорную ситуацию — получайте исключительные права на произведения и используйте объекты только в рамках договоренностей. Про авторские права для бизнеса есть отдельная статья.

Если вы сделали дизайн сайта для некоммерческих целей бесплатно, но увидели, что заказчик на нем зарабатывает, можно требовать оплату в полном объеме. Поэтому даже если делаете что-то бесплатно, всё равно заключайте договор и прописывайте условия использования вашей работы.

Звучит сложно, но так вы себя обезопасите.

Если вашу работу перепродают, а вы не давали разрешение на перепродажу — можете требовать компенсацию в двойном размере от вашей стоимости или от стоимости контрафактной продукции, на свое усмотрение.

Если вашу работу использует не заказчик.

Пираты, конкуренты, блогеры, паблики и обычные люди — никто не может использовать произведение без согласия автора. Со всех вы можете требовать компенсацию, но соразмерную степени правонарушения.

Если объект использовали в коммерческих целях один раз: паблики, блогеры, конкуренты и кто угодно еще, кто явно получает коммерческую выгоду, с них можно требовать полную стоимость вашей работы или даже стоимость в двойном размере.

Если объект перепродавали: можно требовать двойную стоимость за каждый доказанный факт сделки по вашему прайсу или по той стоимости, по которой произведение перепродавали.

Если объект использовали для некоммерческих целей: можно требовать компенсацию за нарушение ваших авторских прав в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как правило, суд в таком случае назначает минимальную компенсацию, но заплатить нарушителя заставят.

Выводы: как дизайну защищать свою репутацию и свои проекты с помощью авторского права

  • Автор — это человек, который лично своим творческим трудом создал произведение. Лично создал — лично автор.

  • Автора защищает 4 часть ГК РФ: у него есть имущественные и неимущественные права, которые никто не вправе нарушать.

  • Неимущественные права — право быть и называться автором, передать и продать невозможно.

  • Имущественные права — как именно использовать, изменять или транслировать произведение, можно продать или передать, но только по договору. Нет договора — все права у автора, даже если клиент оплатил работу.

  • Какой бы ни был договор, автор всегда остается автором и имеет право на имя. Значит, что он может говорить, что сделал дизайн, брать его в портфолио, кроме случаев, когда сам заказчик не выкладывает проект в открытый доступ, а использует его в коммерческих целях. Как пример — дизайн для закрытого образовательного приложения, доступ к которому клиенты получают только за деньги.

  • Режим NDA распространяется только на информацию, не опубликованную в открытом доступе. Если клиент выложил проект в сеть — NDA не работает. Но если проект слили в сеть пираты, это не считается и соглашение о неразглашении продолжает действовать.

  • Если клиент опубликовал проект, но не опубликовал по нему внутреннюю информацию — цену, конверсию, дизайнер тоже не имеет право это говорить. То, что не опубликовано, продолжает охраняться соглашением о неразглашении.

  • Каждый человек, который создал произведение, является его автором. Если дизайнер создал дизайн комнаты, а эту комнату сфотографировал фотограф — права на фотографию принадлежат фотографу. Брать в портфолио и использовать в других целях произведения автор может только если они принадлежат ему. Если объект создал другой человек, права у него. Или у того, кому он их продал.

  • Если работу дизайнера используют без его согласия, должны быть доказательства, что именно он — автор. Есть доказательства — можно блокировать пиратов или обращаться в суд за компенсацией до 5 000 000 ₽.

  • Бизнесу архивыгодно, чтобы дизайнеры знали и защищали свои права. Да, нужно заключать договоры с каждым подрядчиком и понимать, что запретить можно не все, но если авторы начнут отстаивать свои интересы — у бизнеса появится гарантия, что они получают уникальный дизайн. Никто не нарушит их права, а если попытается, получится быстро заблокировать пирата и получить компенсацию.