Авторское право на персонажа

13.03.2021 | 16 мин
Патентование персонажа
При слове “персонаж” многие думают, что это что-то основательное, похожее на Чебурашку, Винни Пуха, Микки Мауса или как минимум Машу и Медведя, за которыми стоят сильные бренды (такие, как Disney) или зарегистрированный товарный знак. Но на самом деле, каждый автор может создать персонажа и заработать миллионы долларов, как это получилось у Маргрит ван Бреворт (автора Ждуна).

Ждун — это персонаж. Причем то, что он выполнен в виде скульптуры, не важно, поскольку авторское право охраняет любую форму воплощения. Поэтому нельзя делать фотографии скульптуры или срисовывать с нее картинки и распространять в сети интернет. Собственно, поэтому с автором и договариваются. Ведь у нее не было возможности зарегистрировать в каждой стране свой товарный знак.

А если вы делаете персонажей серийно, то есть вероятность того, что с вами захочет работать Сбербанк. К примеру, летом 2020 года он приобрёл 8,06% акций в российской компании-разработчике виртуальных персонажей Malivar в обмен на 10 млн рублей инвестиций.

А теперь о том, за счет чего это получается у других и может получиться у вас независимо от страны происхождения (многие думают, что авторское право охраняет только американских и европейских граждан).
Персонаж как объект авторского права

Персонаж как объект авторского права

Разберемся, может ли охраняться авторским правом персонаж произведения.
Итак, предположим, что вы нарисовали гусеницу.

Получили ли вы персонажа?
Нет. Даже высокохудожественная и тщательно проработанная гусеница осталась обыкновенной картинкой (тоже охраняемой авторским правом, но вот гусениц можно рисовать любых, а ждунов нет).

Что должно произойти, чтобы получился “персонаж”?
Во-первых, вы ее нарисовали, описали словами, сделали скульптуру (или каким-то еще образом сделали в “объективной форме”). Это значит, что другой человек может ее увидеть так же, как это сделали вы. Уже с этого момента можно регистрироваться в IREG, чтобы защитить права на персонажа.

Во-вторых, персонаж должен быть творческим.
Вопросы, на которые вы при этом отвечаете: “Достаточно ли персонаж узнаваем, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения? Присущ ли герою творческий характер?”
Характер — это определенная модель поведения, которую статичная картинка дать не может.

Предположим, что вы берете ту же гусеницу, и теперь она курит кальян и спрашивает: “Кто ты?” Независимо от того, читали или смотрели вы “Алису в стране чудес” и знаете ли этого героя, вы вспомните этого персонажа, потому что он “харизматичный”.

Творческий характер персонажа предполагается. Доказывать его не нужно. Он может быть оспорен, но это в любом случае судебная процедура. Поэтому достаточно ответить на вопрос: “Что делает картинку/описание харизматичным персонажем?” Ответ: “Это его поведение”. Причем необязательно описывать все возможные ситуации.

Например, как описан кот Матроскин:
“Кот Матроскин — хозяйственный и практичный герой, рационалист, склонен экономить, из всего стремится извлечь пользу. Собственную кличку называет фамилией. Сначала жил в Москве, у некоего профессора, который изучал язык животных. Там Матроскин, в свою очередь, выучил человеческий русский язык и начал разговаривать с людьми”.

Поэтому часто вместе с картинкой персонажа в IREG прикладывают и описание.

Что в персонаже охраняется авторским правом?

Чтобы это понять нужно разобраться в том, как работает авторское право на морковках. Есть слово “морковка”, и каждый представляет свою (обычно оранжевую, но также бывают белые, фиолетовые, розовые и желтые, разной величины, с ботвой и без). Если потом предложить нарисовать морковку, то получится рисунок разной степени детализации и связи с реальностью, а креативные ребята нарисуют руки, ноги и солнцезащитные очки и получат персонажа.

Авторское право не охраняет морковку как класс и не запрещает людям ее рисовать. Авторское право основано на том, что люди всегда должны будут рисовать разные морковки. Поэтому не все полосатые коты — это кот Матроскин.

В отношении авторского права не работает “сходство до степени смешения”, как для товарных знаков. Поэтому нет теста “различительной способности”, которая указывает “процент заимствований”, чтобы разрешить или запретить этот “процент”. И нет фокус-группы, которая сравнивает полосатых котов и определяет, кто из них Матроскин. Поэтому защитить персонажа товарным знаком — правильная и разумная идея (как раз чтобы работало сходство до степени смешения).

Нельзя взять, немного изменить цвет и размер и получить другого персонажа. Автороведческая экспертиза способна увидеть разницу и сказать, что персонаж производный, а следовательно, авторские права нарушены.

Охрана персонажей в России и за рубежом. В чем разница?

Авторское право международно. Это означает, что оно работает одинаково независимо от того, в какой стране автор, нарушение и нарушитель. Другое дело, что доказательства тоже должны соответствовать международным стандартам, быть доступны на английском языке (в целом коммуникация скорее всего будет на английском).

В соответствии с параграфом 1 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений произведения охраняются во всех странах, независимо от страны, в которой они были созданы. В соответствии с пунктом 2 Бернской конвенции правовая охрана предоставляется объектам, представленным в объективной форме. Объективная форма подтверждается свидетельством о депонировании, выданным в соответствии со статьей 4.5 Бернской конвенции и ст. 12 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, а именно: фиксация формы, электронная подпись, установка справочного времени.
Проблемы охраны авторских прав на персноажей

Проблемы охраны персонажей

Как правило, основная проблема в охране персонажа заключается в том, что у автора нет доказательств того, что он — создатель героя, потому что он игнорирует депонирование и не собирает доказательства авторского права. Поэтому ему нечего показать площадке.

Поставим себя на место площадки или оператора, к которому обращается некто, кто называет себя автором и говорит что его права нарушили. Какие бы вопросы у вас возникли:

  1. Во-первых, как можно понять что он автор героя?
  2. Во-вторых, как можно понять, что права нарушили, особенно в тех случаях, когда это не так очевидно (например, когда это похожая, но не идентичная фотография или изображение).
  3. Ну и в-третьих, чем подтверждается авторское право? Потому что по статистике Google (и после сбора этой статистики они начали требовать доказательства авторского права перед блокировкой контента) более 45% обратившихся на самом деле были не авторами, а конкурентами.

Поэтому, если автор оформляет свои права, ему будет просто обратиться за защитой, потому что достаточно будет показать свидетельство. Если не оформляет, то потребуется эквилибристика в виде:

  1. сканировать договор;
  2. предоставлять переписку;
  3. искать журналы прошлого века;
  4. вскрывать на видео отправленное самому себе письмо.
Захочет ли в это вникать площадка или отправит в суд? Конечно, отправит в суд.

Как защитить авторское право на персонажа?

Чтобы защитить авторское право на персонажа, достаточно осуществить депонирование, то есть защитить форму (внешний вид) и описание персонажа. Это сформирует доказательства авторского права, а регистрация в IREG позволит это сделать на весь период действия авторских прав и не переживать за продление.

В будущем, когда появится товарная линейка (допустим игрушки, сувенирная продукция или мультфильмы/фильмы с героем) и много пиратов, потребуется зарегистрировать товарный знак, так как защита товарным знаком работает в отношении любого сходства до степени смешения без автороведческой экспертизы. Таким образом, с товарным знаком защита в судах станет проще, а экспертиза — дешевле, но об этом - далее в статье.

Есть ли разница для защиты — персонаж кино или персонаж книги?

Для авторского права нет разницы между защитой персонажа в зависимости от места его создания. Он должен отвечать базовым требованиям к персонажу:

  1. объективная форма;
  2. творческий характер персонажа.

Между прочим, Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс тоже существуют как персонажи книг и персонажи фильмов.

Нарушение авторских прав на персонажа

Авторские права на персонажа защищаются точно так же как и другие авторские права:

  1. от прямого копирования;
  2. от модификации;
  3. от создания производных произведений (за исключением пародий, которые являются открытым использованием).

Поэтому тот, кто использует персонажа, чтобы сделать украшение для торта, тоже нарушает право, независимо от того, что это персонаж мультфильма (товарного знака у него нет).
Нарушение авторских прав на персонажа

Наказание за нарушение авторского права

Нарушитель несет гражданско-правовую ответственность, то есть его можно обязать:

  1. выполнить действие (прекратить нарушение);
  2. выплатить компенсацию (добровольно или через суд);
  3. отдать партию товара, выпущенного с нарушением (допустим игрушки).

По этой категории споров могут работать юристы и консультанты, они владеют предметом, если работают в этой сфере часто.

Что касается административной и уголовной ответственности, то она наступает при определенном размере и требует профессиональной подготовки дела. Необходимо обратиться к адвокатам, которые ведут эту категорию дел. В противном случае можно остаться и без денег, и без компенсации.

Что делать, если украли персонажа?

Если украли персонажа, то первое что нужно сделать — определить насколько серьезно вы будете работать с этим вопросом. Это зависит от нарушителя. Прежде чем начать что-то делать, опытные юристы и эксперты определяют, нужно ли что-то делать, или достаточно убрать нарушение. Потому что на защиту требуются ресурсы. Тратить их в каждом конкретном случае — это бизнес-задача, как и определить, можно ли будет взыскать потом компенсацию, когда дойдет до исполнительного листа.

Если вы ответили “достаточно просто удалить” - значит достаточно направить претензию, шаблон которой вы можете найти здесь.

Если же вы понимаете, что это компания/издательство и вы настроены серьезно, то нужно получить консультацию юриста или как минимум сделать скриншот ссылки на ресурс/площадку, где вы видите незаконное использование. Скриншот тоже надо делать по правилам, как именно — подробно описывается здесь.

Как использовать персонажа, чтобы не нарушить чужие авторские права на героя?

Использование чужого персонажа является нарушением авторского права (за исключением пародии). В соответствии с пунктом 3 ст. 1274 ГК РФ создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Эта статья не регулирует создание пародий на исполнителя, т.к. в России уникальные черты и манеры последнего не подлежат правовой охране, в связи с чем пародирование исполнителя возможно и без нарушения интеллектуальных прав. В других странах дело обстоит иначе. В США они охраняются в силу закона под названиями right of publicity или personality rights.

Персонаж как товарный знак

Авторское право охраняет от любого использования произведения, в том числе в составе производных произведений. Это значит, что нельзя взять ждуна и выпускать тетрадки с его изображением, даже несмотря на то, что нет зарегистрированного товарного знака. А если кто-то постарается и зарегистрирует товарный знак в нарушение прав автора (на того же ждуна), то регистрацию можно оспорить, потому что не было прав на использование изображения в составе товарного знака.

Тем не менее, выше мы писали о том, что получить товарный знак на персонажа - это очень разумная идея. Почему? Потому что товарный знак дает защиту от “сходства до степени смешения”, и доказать нарушения становится легче. Потому что суд не анализирует производное это произведение или нет с помощью автороведческой экспертизы, а считает нарушением, если оно “похоже”. Правда тут нужно помнить про товарные классы и страну правовой охраны. Если у вас товарный знак по классу “конфеты”, то защитить им игрушки и сувенирную продукцию не получится.

Патентование персонажа. Можно ли запатентовать персонажа?

На самом деле можно, только это редко делается, так как запатентовать персонажа требует больших затрат на получение патента на промышленный образец. Кроме того, промышленные образцы имеют небольшой срок охраны. Что такое промышленный образец (его еще называют патентом на дизайн)? Это внешний вид изделия, поэтому нет никаких запретов в получении патента на персонажа.

Правда достаточно короткий срок правовой охраны (пять лет с продлением на 10 лет) серьезно проигрывает товарному знаку (10 лет с продлением на 10 лет любое количество раз).
IREG для защиты авторских прав на персонажей

Как IREG поможет в защите авторского права на персонажа?

В самом начале, когда у автора есть только креативная идея (например, он придумал рисунки для мультика, зарисовал примеры на бумаге или в графическом редакторе), авторское право уже появилось. Его можно оформить, что собственно и делает IREG.

Авторы обращаются в IREG для того, чтобы не переживать по поводу кражи прав на этапах:
  1. Дизайна;
  2. Работы подрядчиков-художников, которые перерисовают это все в цифровом формате;
  3. Работы аниматоров, потому что героев мультфильма нужно еще анимировать. Этим, как правило, занимается третий человек – аниматор;
  4. Музыкального сопровождения, которое добавит композитор;
  5. Озвучки ролей актерами.

Поэтому важно с самого начала определить, кто автор персонажей и сценария, а кто подрядчики и наемные исполнители, которые никаких изменений или творческих идей не вносят, а получают деньги за работу.

Но это еще не все, потому что потом появится студия, подрядчики по игрушкам, сопутствующие товары. Все это скорее всего будет заказываться в Китае, поэтому те, кто не пришел в IREG на первом этапе, приходят на втором. Поскольку перед отправкой в Китай нужно защитить свои права, чтобы потом не получить обвинения в нарушении прав китайского подрядчика на территории России, когда он будет товар экспортировать и всем говорить, что это он придумал.

Кроме того, в лицензионном соглашении (когда авторские права уже оформлены) можно определить сколько игрушек должно быть произведено и как они будут оплачиваться, чтобы не получить 100500 игрушек вместо 500 игрушек.

Именно такие задачи IREG решает для тех, кто хочет защитить свою креативную идею нового или пародийного персонажа.

Запишитесь на бесплатную консультацию
Разберем ваш кейс
Подберем подходящее решение
Объясним, как использовать IREG
Оставляя контакты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить

Другие статьи: